Проверка натяжения и замена ремня привода вспомогательных агрегатов
См. также
Замена ремня генератора и помпы
Замена ремня ГУР
Замена ремня кондиционера
При выборе ремня обращайте внимание на число ручейков: оно ни в коем случае не должно быть меньше рекомендованного. Если у штатного ремня указано 5РК (пять ручьев), то не применяйте 4РК. Такой ремень при работе фактически лишается одного из боковых упоров, что может привести к его нежелательному перемещению. При необходимой длине ремня, скажем, 1888 мм допустимо отклонение на пару миллиметров в любую сторону. Ролик натяжителя сориентируется по ситуации. Длина ремня указана в его обозначении после символов РК. Поводом для оперативной замены ремня могут послужить сопровождающие его работу скрипы и свист. Из косвенных признаков износа отметим тусклый свет фар, а также недо-заряд аккумуляторной батареи. Помните, что попадание на ремень любых жидкостей, в том числе масла или охлаждающей жидкости, резко снижает его ресурс. При замене ремня желательно поменять и ролик натяжителя. Признаками износа ремня при визуальном осмотре являются трещины и выкрашивание клиньев, вылезшие нити корда, значительные потертости. Причиной преждевременного повреждения ремня могут быть несоосные шкивы агрегатов, а также сколы на шкивах или их значительная коррозия. Износ может спровоцировать и выработавший свой ресурс ролик натяжителя.
На автомобиль Niva может быть установлен один поликлиновой ремень, служащий приводом всех вспомогательных агрегатов (водяного насоса, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления). При этом генератор установлен слева от двигателя вверху. |
Натяжение ремня проверяют его прогибом между шкивами генератора и водяного насоса. При нормальном натяжении ремня прогиб «h» (рисунок 4.15) под действием сосредоточенной нагрузки «Р» 75 Н (7,6 кгс) должен быть равен (12±1) мм. |
Регулируют натяжение ремня перемещением натяжного ролика 3, вращая болт 5 натяжителя при ослабленных гайках 8 крепления кронштейна 4 натяжителя. После регулировки проверните коленчатый вал двигателя на два оборота и вновь проверьте натяжение ремня. |
|
В соответствии с регламентом технического обслуживания проверку состояния ремня привода вспомогательных агрегатов проводим через каждые 15 тыс. км пробега.
Для проверки состояния ремня...
...потянув вверх...
...снимаем экран двигателя с четырех шпилек.
Для проверки натяжения ремня...
...нажимаем пальцем руки на ремень посередине между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости.
При усилии нажатия около 8,0 кгс прогиб ремня должен составлять 12 ± 1 мм.
Для регулировки натяжения ремня снимаем резиновые рукава подвода воздуха к дроссельному узлу.
Головкой «на 13» ослабляем затяжку трех гаек крепления кронштейна натяжного ролика.
Расположение ремня привода вспомогательных агрегатов и гаек крепления кронштейна натяжного ролика (для наглядности показано при снятом радиаторе системы охлаждения двигателя)
Ключом или головкой «на 13» вращаем регулировочный болт по часовой стрелке, натягивая ремень.
Затягиваем гайки крепления кронштейна натяжного ролика. Пускаем двигатель, останавливаем его и снова проверяем натяжение ремня.
Не перетягивайте ремень! Чрезмерное натяжение ремня приводит к преждевременному выходу из строя ремня и подшипников генератора, насоса охлаждающей жидкости и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Замену ремня привода вспомогательных агрегатов проводим при обнаружении на нем трещин, разрывов и отслоений резины от тканевой основы. На автомобиле с кондиционером снимаем ремень привода компрессора кондиционера (см. тут).
Ослабляем затяжку гаек крепления кронштейна натяжного ролика (см. выше) и вращаем регулировочный болт против часовой стрелки, ослабляя натяжение ремня.
Снимаем ремень с натяжного ролика...
...и других шкивов.
Маркировка ремня привода вспомогательных агрегатов (пятиручьевой, длиной 1888 мм).
Новый ремень устанавливаем в обратной последовательности, надевая его в первую очередь на шкив коленчатого вала, а в последнюю — на натяжной ролик. После установки регулируем натяжение ремня (см. выше).