Правила движения по болоту

РАЗНОВИДНОСТИ БОЛОТ

езда по болоту на ниве

Для того чтобы досконально разобраться в сегодняшней теме, начнём с теории. Существует несколько типов болот. Первый, как в фильме «А зори здесь тихие...», где тонула героическая Лиза Бричкина,- это заросшее озеро, покрытое сверху слоем переплетённых растений. При ходьбе его поверхность раскачивается, создавая волны, а покрыто оно травой и чахлыми полуживыми ёлками. Ездить по нему в принципе можно, но для этого вам понадобится машина класса ТРЗ из чемпионата России по трофи-рейдам. Если же её нет, нужно исходить из того, что любое болото разумнее объехать, нежели в нём утонуть. Второй тип - это торфяное болото, покрытое чем-то вроде мха. Очень мягкое, но при этом менее опасное, чем заросшее озеро. И, наконец, третий тип, наиболее характерный для средней полосы России - заболоченный лес или луг (первые два типа чаще встречаются на Севере и в Карелии). Понятно, что, несмотря на общую рекомендацию не лезть без особой нужды в трясину, у вас может появиться необходимость в преодолении заболоченного участка. Для его успешного прохождения нужно усвоить несколько правил. 

ПРАВИЛА БОЛОТНОГО ДВИЖЕНИЯ

Первое правило: если ваш автомобиль не оснащён лебёдкой и блокировками межосевых дифференциалов (ну или хотя бы их электронными имитаторами), следует сразу развернуться и не искать приключений (сами знаете на что). Ну а если отступать некуда, то второе правило - снижение давления в шинах.


Если из-за боязни разбортироваться вы не решаетесь снизить давление в шинах до 0.5 — разворачивайтесь и ищите объезд, по болоту вам точно не проехать

Ведь если снизить его до 0,5 бар, то даже наши Тоуо Open Country AT plus, совсем не предназначенные для Гримпенской трясины, вполне могут справиться с болотом. Кстати, открою вам один секрет. Если на въезде в болото вы снизите давление до 0,8 бар, то на выезде из него в покрышках будет как раз 0,5. Потому что в воде покрышки резко остывают, и давление падает. Но если вы боитесь разбортироваться и не хотите сдуваться ниже 1,0 бар, можете сразу отправляться за трактором. Или разворачивайтесь и езжайте обратно - в болоте вам точно делать нечего.


Если на въезде в болото сдуться до 0.8 бар. то на выезде из него будет как раз 0.5. потому что в воде покрышки остывают, и давление падает


Выбравшись на твёрдый грунт, не забудьте восстановить давление в шинах

Правило третье: двигайтесь ходом, но не в режиме «тапка в пол», а аккуратно и в натяг. На первых двух типах болот пробуксовка запрещена категорически, ибо каждый новый проворот буксующего колеса будет всё глубже и безнадёжнее погружать вас в пучину. При этом блокировки, особенно переднюю, предпочтительно включить. Это позволит без труда забираться на встречающиеся кочки. Кроме того, помните, что на первых двух типах болот вы всё время двигаетесь вверх, в горку, потому что их поверхность проседает под весом автомобиля. При малейшей пробуксовке следует остановиться и попробовать сдать назад. Если машина пошла, поменяйте траекторию и попытайтесь проскочить опасное место. Если не получилось, есть несколько вариантов решения проблемы. Первый и наиболее правильный - взять реечный домкрат, упереть его в трапик и поднять им буксующее колесо. Затем подложить под него второй трапик и поставить колесо на него. Убрать домкрат и ехать дальше. Второй - цеплять лебёдку за любые кусты и чахлые деревца, стараясь собрать их как можно больше. Третий вариант - комбинация двух описанных выше. Буксование в большинстве случаев приводит к неизбежному утоплению машины и ночёвке в болоте. Избегайте крутых поворотов и резких манёвров. Не пытайтесь ехать по следам других - они уже разорвали поверхность, и вашу машину она может не выдержать.

Болота третьего типа (часто встречаются в Подмосковье) отличаются противной раскисшей почвой вверху, которая при буксовании издаёт отвратительный гнилостный запах. Тактика движения в таких болотах имеет свои особенности, потому что под раскисшим слоем земли обычно находится более твёрдое основание. И если ваша машина оснащена блокировкам, резина создаёт зацеп, а давление в шинах снижено, то вы вполне можете буксовать, расталкивая грязевую жижу колёсами - вперёд-назад, вперёд-назад... Так постепенно всё и проезжается. Причём если в первых двух видах болот двигаться в колее от предыдущей машины всегда хуже, чем по целине, то в третьем, колея предпочтительнее.


Если машина долго стояла в воде, советуем на всякий случай заменить масло в мостах, а если было очень глубоко, то и в коробках

Иногда в болотах встречается дорога, которую называют гать. Она представляет собой брёвна, уложенные перпендикулярно пути. По гати тоже лучше ехать на сниженном давлении и быть очень внимательным, чтобы ни в коем случае с неё не свалиться. Ну а если всё-таки свалились - сразу же реечный домкрат, трапики и всё, что предлагалось выше. Кстати, вырвавшись из трясины, не забудьте вернуть давление в шинах в изначальное состояние, а заодно, если пришлось долго стоять в воде, замените масло в мостах и раздаточной коробке (ведь сальники вашей машины умеют сдерживать давление изнутри агрегатов, а не снаружи). И тогда наши советы и ваше мастерство сделают поездки по болотам незабываемыми и всегда благополучными. (И.Евдокимов, журнал «Клуб 4х4» )


Описание автомобиля
Технические характеристики
Габаритные размеры
Устройство под капотом
Устройство под днищем (вид снизу)
Идентификационные таблички
Ключи замков
Приборы и органы управления
Устройство комбинации приборов
Мультимедиасистема (магнитола)
Камера заднего вида
Отопитель и вентилиляция
Кондиционер
Двери и замки
Стеклоподъёмники
Ремни безопасности
Регулировка сидений
Регулировка руля
Пользование зеркалами (регулировка)
Свет в салоне
Козырьки
Открытие капота
Багажник на крыше
Как переключать передачи
Применяемые подшипники
Применяемые сальники
Лампы, применяемые в автомобиле
Эксплуатационные жидкости
Колёса и шины
Данные для регулировок и контроля
Моменты затяжки
Заменяемость деталей (аналоги)