Регулятор давления тормоза (колдун) - устройство, принцип работы и замена

Особенности конструкции

регулятор давления тормозной системы (колдун) - устройство в разрезе

Рисунок 8.5. Регулятор давления: 1 – корпус регулятора давления; 2 – поршень; 3 – защитный колпачок; 4, 8 – стопорные кольца; 5 – втулка поршня; 6 – пружина поршня; 7 – втулка корпуса; 9, 22 – опорные шайбы; 10 – уплотнительные кольца толкателя; 11 – опорная тарелка; 12 – пружина втулки толкателя; 13 – кольцо уплотнительное седла клапана; 14 – седло клапана; 15 – уплотнительная прокладка; 16 – пробка; 17 – пружина клапана; 18 – клапан; 19 – втулка толкателя; 20 – толкатель; 21 – уплотнитель головки поршня; 23 – уплотнитель штока поршня; 24 – заглушка; А, D – камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних  ормозов; Е – соединительный канал; К, М, Н – зазоры

см. также Регулировка колдуна

колдун - регулятор

Регулятор давления (рисунок 8.5) регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы, и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рисунок 8.5) соединяются с главным цилиндром, В – с правым, а С – с левым колесными цилиндрами задних тормозов.
В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат к толкателю 20, который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.
При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А, за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.
При отказе контура тормозов «правый передний – левый задний тормоза» уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.
При отказе контура тормозов «левый передний – правый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.
В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.


Рис.1. Привод регулятора давления тормозов (вид сзади): 1 – гайка крепления тяги и рычага привода регулятора; 2 – гайка крепления обоймы опорной втулки; 3 – болт крепления обоймы опорной втулки; 4 – обойма опорной втулки рычага привода регулятора; 5 – кронштейн опорной втулки; 6 – гайка кронштейна регулятора; 7 – шайба; 8 – болт крепления кронштейна к кузову; 9 – кронштейн привода регулятора давления; 10 – штуцер; 11 – кронштейн регулятора давления; 12 – регулятор давления; 13 – штуцер; 14 – штуцер; 15 – штуцер; 16 – контргайка; 17 – болт регулировочный; 18 – ось рычага привода регулятора; 19 – болт крепления опорной пластины; 20 – пластина опорная рычага привода регулятора; 21 – рычаг упругий привода регулятора; 22 – втулка опорная рычага привода регулятора; 23 – тяга; 24 – балка заднего моста; 25 – болт крепления тяги и рычага регулятора; 26 – рычаг привода регулятора давления; 27 – рычаг поршня регулятора давления; 28 – пружина рычага привода регулятора; 29 - шайба.


Рис.2. Привод регулятора давления тормозов: 1 – болт крепления регулятора к кронштейнам; 2 – рычаг привода регулятора; 3 – рычаг привода регулятора давления; 4 – контргайка; 5 – болт регулировочный; 6 – рычаг поршня регулятора давления; 7 – болт стяжной; 8 – шайба; 9 – ось привода регулятора; 10 – пружина; 11 – болт опорной пластины; 12 – кронштейн регулятора давления; 13 – кронштейн привода регулятора; 14 – шайба; 15 - регулятор.

Замена регулятора давления

Одной из причин заноса или увода автомобиля в сторону при торможении может быть неисправность регулятора давления.
Неисправный регулятор давления рекомендуется заменять в сборе.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13».
снятие регулятора давления
болты крепления регулятора давления
1. Отсоедините тормозные трубки от регулятора давления, отвернув гайки крепления трубопроводов. Заглушите отверстия тормозных трубок. Промаркируйте трубки, чтобы не перепутать их при дальнейшей установке регулятора.
2. Выверните болты крепления регулятора к кронштейну.
замена регулятора давления тормозной системы
3. Снимите регулятор.
4. Для замены рычага привода регулятора давления отверните гайку крепления рычага привода к стойке, соединяющей его с балкой заднего моста, и отсоедините стойку рычага,...
5. ...отверните две гайки крепления скобы рычага к кузову, снимите шайбы и скобу.
6. Отверните две гайки крепления кронштейна регулятора к кузову и снимите кронштейн.
7. Устанавливайте регулятор давления в порядке, обратном снятию.
8. Перед установкой проверьте правильность регулировки привода регулятора и при необходимости выполните ее (см. тут).
9. Прокачайте гидропривод тормозов (см. тут).
Видео


Тормозная система
Неисправности тормозов
Проверка эффективности тормозов
Проверка герметичности системы
Проверка износа тормозных колодок
Регулировка регулятора давления
Свободный ход педали тормоза
Регурировка ручного тормоза
Замена тормозной жидкости
Прокачка тормозов
Главный тормозной цилиндр
Бачок тормозной жидкости
Вакуумный усилитель (проверка, замена)
Регулятор давления (колдун)
Шланги и трубки тормозной системы
Замена тормозного диска
Замена передних рабочих тормозных цилиндров
Замена передних колодок
Снятие переднего суппорта
Снятие тормозного барабана
Замена резинок рабочего цилиндра
Замена заднего тормозного рабочего цилиндра
Замена задних тормозных колодок
Замена тросов и рычага ручного тормоза
Педальный узел