Приёмы вождения: Повороты на грунтовой дороге

Не секрет, что большая часть внедорожных поездок в нашей стране проходит по полевым, степным и лесным дорогам (в меньшей степени - по горным). Именно такая езда отнимает довольно много времени и сил. хотя никаких особенных препятствий в сухую погоду на пути обычно нет. Подавляющее большинство водителей едут по пересечёнке со средней скоростью 20-40 км/ч. затрачивая немало времени на прохождение относительно коротких отрезков. Ну или мчат 60-80 км/ч до первой хорошей кочки, после чего в лучшем случае получают по голове прилетевшим из багажника термосом, а в худшем - занимаются полевым ремонтом машины, прикручивая проволокой оторванные амортизаторы и рычаги подвески. Как же правильно двигаться по просёлочным дорогам быстро и безопасно, сохраняя в целости машину и себя?


Главный орган управления в поворотах на грунте — правая педаль.
Руль только задаёт общее направление

КОНСТАНТИН МЕЩЕРЯКОВ:
- Одно из главных правил: видишь - газуй, не видишь - не газуй! Что это значит? Пока вы видите дорогу, видите, что препятствий на ней нет, можно смело ускоряться с учётом просматриваемой дистанции. Моторы современных автомобилей позволяют очень динамично набирать скорость, а зацеп хорошей внедорожной резины, такой как наша Toyo Open Country AT plus, позволяет надёжно удерживать машину на дороге. Но как только видимое пространство уменьшается, например, из-за перелома местности или поворота, скорость надо немедленно гасить. Неважно, что впереди может и не быть опасных препятствий, в случае острой необходимости должна оставаться возможность экстренно остановиться.


Чтобы распустить подвеску со стороны ямы, нужно быстро вывернуть руль в её сторону— автомобиль накренится в противоположную и колесо как бы пролетит над ней

Ещё одна важная деталь - это работа газом и тормозом. Основной режим - разгон. Потому что, когда вы газуете, передняя подвеска разгружается, позволяя эффективно проглатывать мелкие неровности и переезжать продольные колеи под острым углом. Не забывайте, что всегда предпочтительно избегать глубокой колеи, потому что в ней машину будет сильно мотать (чем глубже колея, тем сильнее). Поэтому надо идти вразрез, пуская одну из колей между колёс. Кроме того, динамика торможения у любой машины в разы мощнее, чем динамика разгона, поэтому скорость снизить всегда проще, чем её набрать (кроме крутых спусков, конечно).


Старайтесь избегать глубокой колеи — машину в ней будет непрерывно мотать из стороны в сторону

Поворачивая, всегда нужно снижать скорость до начала поворота, но как только начинаем поворачивать руль - открываем газ. На грунте все повороты следует проходить в натяг, то есть используя тягу двигателя. Если машину выносит наружу поворота, можно кратковременно отпустить правую педаль. Как только нос машины пойдёт внутрь поворота, опять нажимайте на газ. Резких движений рулём следует избегать - в поворотах это может привести к непредсказуемым последствиям. Таким образом, запомните следующее правило: тормози до поворота, а в повороте - газуй. И не мотай рулём!


Сброс газа и короткое резкое нажатие на тормоз, заставит подвеску сжаться перед препятствием...


…А последующее быстрое добавление газа, позволит машине перепрыгнуть через него, распустив переднюю подвеску

А теперь снова вернёмся к ямам на дороге. Каким бы зорким вы ни были, рано или поздно вы не сумеете вовремя заметить яму. Потому что в отличие от кочек, они могут быть хорошо скрыты рельефом. Но если её ближняя часть ниже дальней, она видна, и в такой ситуации вас спасёт руль. Если яма в левой колее, резко дайте рулём влево, на яму, после чего верните руль в прежнее положение. От такого манёвра машина резко накренится вправо, распустив левую подвеску. Это позволит как бы перепрыгнуть яму. перенеся через неё разгруженное колесо. Такой приём называется «разгрузка подвески» и часто применяется автогонщиками. Другой встречающийся вариант - колея расположена поперёк дороги, и вы замечаете её в самый последний момент.

В этом случае тоже используйте разгрузку подвески. Резкий удар по тормозам сожмёт переднюю подвеску, а последующее нажатие на газ позволит машине как бы подпрыгнуть передней частью, перескакивая через препятствие. Это уже высший пилотаж, и тут надо тренироваться. Да и в целом всё, что вы узнаёте из наших уроков, поможет вам только в том случае, если вы не просто внимательно прочли и усвоили материал, но и хорошенько потренировались. Конечно же. не на дорогах общего пользования. Мы и Тоуо Tires - за безопасную езду!

И.Евдокимов, журнал «Клуб 4х4» 


Описание автомобиля
Технические характеристики
Габаритные размеры
Устройство под капотом
Устройство под днищем (вид снизу)
Идентификационные таблички
Ключи замков
Приборы и органы управления
Устройство комбинации приборов
Мультимедиасистема (магнитола)
Камера заднего вида
Отопитель и вентилиляция
Кондиционер
Двери и замки
Стеклоподъёмники
Ремни безопасности
Регулировка сидений
Регулировка руля
Пользование зеркалами (регулировка)
Свет в салоне
Козырьки
Открытие капота
Багажник на крыше
Как переключать передачи
Применяемые подшипники
Применяемые сальники
Лампы, применяемые в автомобиле
Эксплуатационные жидкости
Колёса и шины
Данные для регулировок и контроля
Моменты затяжки
Заменяемость деталей (аналоги)