Нива Шевроле
     руководство по ремонту

каталог з/ч       

 
 
 
 
 

Джиперы, избавляйтесь от иномарок...!


Сегодня можно утверждать: портрет нового ВАЗ-2123 «Нива» дописан окончательно. Разумеется, кое-что подретушируют на пути к конвейеру. Но именно в таком виде пятьсот внедорожников выйдут из ворот Опытно-промышленного производства АВТОВАЗа к концу следующего года. Интересно: неужели этот джип действительно можно будет купить всего за 12 тыс. «зеленых»?

Нива, открывшая новое направление в автомобилестроении, была, есть и наверняка еще долго будет оставаться самой удачной моделью Волжского автозавода.

niva chevrolet

На протяжении более чем двадцати двух лет машина, несмотря на имеющиеся недостатки, пользуется большим спросом и у нас, и за рубежом. Этот воистину отечественный, не копирующий иностранные образцы и как нельзя лучше подходящий для наших условий автомобиль многократно модернизировался. обрастал различными модификациями и даже послужил когда-то своеобразным "испытательным стендом", весьма способствовавшим становлению тюнинга в России.

Концепция сегодняшней Нивы сложилась в апреле 94-го. Затем еще возились с подвесками типа McPherson, компоновали трансмиссию с силовым агрегатом, подбирали тип рулевого механизма и усилителя. Пожалуй, одна только форма кузова уже тогда обрела более-менее законченный вид...

Мы внимательно следили за процессом создания машины. И, надо сказать, было чрезвычайно интересно наблюдать, как "гадкий утенок" постепенно превращается в "лебедя".

Внешность ВАЗ-2123 настолько оригинальна, что даже на самом заводе отношение к ней разное. Одни усматривают в этой «Ниве» сходство с Jeep Grand Cherokee, другие - еще с чем-то. Мы же подметили в облике внедорожника черты, характерные для маленького ВАЗ-1119 «Калина», работа над которым вступила в завершающую фазу. Возможно, у тольяттинских машин складывается новый фирменный стиль.

фара

В качестве силового агрегата пока что используется 1,7-литровый бензиновый, с впрыском топлива, мотор. Его мощность - 79 - вроде бы и ничего, но хочется большего. 

Глядя на автомобиль, сразу же отмечаешь ключевые моменты его облика. В первую очередь привлекают внимание «бошевские» блок-фары, затем взгляд задерживается на облицовке радиатора, оценивает необычно большие окна передних дверей. Потом уже начинаешь сопоставлять размеры глубоких арок задних колес и расположенных над ними «урезанных» окон...

вид задней части

Целостное впечатление складывается позже, когда перестаешь обращать внимание на детали. Перед тобой - высокий, ладный, крепко сбитый автомобиль с небольшими свесами - типичный внедорожник. Нижняя кромка заднего стекла, как на лучших зарубежных образцах, «обтекает» запаску. Цель понятна - улучшение заднего обзора.

салон нива шевроле

Будут предложены три варианта отделки салона: «стандарт», «норма» и «люкс». Нам предоставили «Ниву» в люксовой версии. Бежевая замша и темно-коричневый велюр прекрасно сочетаются друг с другом и с золотистым цветом кузова. Если бы еще передняя панель была коричневого цвета... Рычаг переключения передач стал более удобным в обращении. Управление «раздаткой» и блокировкой межосевого дифференциала осуществляется теперь одной единственной рукояткой по Ш-образной схеме. Это упростило пользование полноприводной трансмиссией и позволило ликвидировать один из самых главных источников шума и вибрации.

Автомобиль даже в стандартной комплектации будет оснащен сервоприводами регулировки зеркал и стеклоподъемников. А вот гнездо подушки безопасности переднего пассажира станет в «стандарте» отделением для перчаток.

детали салона

Одна из удачных дизайнерских находок: поручень и подушка безопасности для переднего пассажира. По-своему симпатичны и другие элементы интерьера.

Передние сиденья очень удобны, с хорошей боковой поддержкой и непривычными, но уютными подголовниками, формой напоминающими раковины. Усевшись в водительское кресло, можно быстро подогнать его под себя. При этом рулевая колонка легко регулируется по наклону.

На «галерке» тоже хорошо - места достаточно, и главное, вход отдельный. Отметим лишь такую деталь: выходя из машины, один из нас потянул на себя пластмассовую дверную ручку и чуть было не вырвал ее - такая она хлипкая. Жить ей, точно, до первого выезда на охоту.

Открыв заднюю распашную дверь, обнаруживаем сравнительно небольшой багажник, прикрытый сверху полочкой с отформованным углублением. Спинка сидений складывается в отношении 2:3 и полностью, образуя тогда ровную площадку, и вы получаете «грузовой» вариант автомобиля. При этом не требуется даже снимать с задних сидений подголовники.



Прежде чем перейти к описанию «начинки» машины, сделаем небольшое отступление. Спроектировать и изготовить в одном экземпляре у нас могут что угодно. Другое дело - запустить в серию. В этом смысле ВАЗ -2123 - не исключение. Нынешнее состояние заводского оборудования, отсутствие денег на его модернизацию наложили массу ограничений на конструкцию внедорожника. К тому же имеющиеся сегодня мощности по сборке автомобилей классической компоновки требуют, чтобы каждая последующая модель была максимально унифицирована с предыдущими. Поэтому не нужно ждать от нового джипа особых конструктивных изысков, хотя эффект от доводки узлов и агрегатов весьма значителен.
В качестве силового агрегата пока что используется 1,7-литровый бензиновый, с впрыском топлива, мотор. Его мощность -79 л.с. - вроде бы и ничего, но хочется большего. К тому же этот двигатель слишком чувствителен к настройке, что свидетельствует о недоработках в системе управления впрыском.

А вот двухлитровый мотор, уже практически готовый пойти в серию, наверняка придется в самый раз. По конструкции он почти не отличается от имеющегося, поэтому особых хлопот с его внедрением в производство быть не должно.

Опоры двигателя ВАЗ-2123 стали более мягкими, причем заднюю удалось еще и разгрузить в четыре раза. Это позволило значительно уменьшить вибрации, передающиеся от мотора на кузов. Мало того, редуктор переднего моста отсоединили от двигателя и снабдили самостоятельными опорами. Именно редуктор был главным возмутителем спокойствия, сообщавшим реактивный момент мотору и далее - кузову.

Еще один источник вибрации и шума - раздаточную коробку - сдвинули назад на 250 мм. Теперь она имеет три опоры вместо двух, к тому же в ней самой оптимизировано зацепление шестерен. Работоспособность «раздатки», в отличие от этого узла в предыдущей «Ниве», стала в гораздо меньшей степени зависеть от регулировки положения.

Подвеска, хотя и не претерпела радикальных изменений, обеспечиваетлучшую устойчивость автомобиля. Отрицательного или хотя бы нулевого плеча обкатки в геометрии подвески передних колес достичь не удалось, получили небольшое положительное. Однако это не помешало установить на «Ниву» АБС с диагональной схемой тормозных контуров. Увеличен ход колес, о чем свидетельствуют большие колесные арки.

Модернизировано рулевое управление. В частности, вал сошки получил целых три опоры. Часть машин оснащается электрическим усилителем руля, который, по-видимому, войдет со временем в стандартную комплектациию ВАЗ-2123.

нива шевроле - красивое фото

Запущен двигатель. Его баритон (забегаю вперед) будет сопровождать нас на протяжении всего пути, но раздражающим фактором, как ни удивительно, не явится.

Старт и динамика разгона машины подтверждают наши предположения - не худо было бы ей обзавестись мотором посильнее, с иными характеристиками крутящего момента. Имеющийся силовой агрегат можно считать приемлемым лишь для базовой комплектации «Нивы».

Во время движения, что по ровному асфальту, что по плохой грунтовке, ощущение такое, будто едешь на легковом автомобиле. Ни раскачки, ни кренов, ни назойливого шума мотора. Достоинства рулевого управления - очевидны.

багажник нива шевроле

Багажник сравнительно невелик.
Однако за счет манипуляций спинками сидений можно получить «грузовой» вариант.

Проверили тормоза. По эффективности они не уступают зарубежным образцам, так что советуем поостеречься «топать» по педали. Тем более что хороший передний и задний обзор с водительского места позволяет адекватно оценивать дорожную обстановку и не доводить дело до экстренного торможения.

Спустились в небольшой карьер и поколесили по рыхлому песку. Никаких проблем! Вновь показало себя рулевое управление, позволяющее четко держаться выбранной траектории, не опасаясь замешкаться с доворо-том руля. Интересно, что накануне мы опробовали в аналогичных условиях одну из старых «Нив» в «растянутой» модификации. Даже сравнивать не хочется, совершенно другие ощущения.

Радует, что отпала необходимость в преодолении препятствий наскоком - двигаясь внатяг, да еще подоткнув пониженную передачу, вы добиваетесь большего эффекта.

Редуктор переднего моста отсоединили от двигателя и снабдили самостоятельными опорами. Раздаточную коробку сдвинули назад на 250 мм. Теперь она имеет три опоры вместо двух.

Непросто было побороть в себе искушение проверить автомобиль на более сложных участках бездорожья. Однако рисковать пластиковой навеской «Нивы» не хотелось, а отбойниками, «кенгурятником» и прочими защитными аксессуарами машина пока не оборудована.

Осматривая машину после «гонок» по карьеру, мы обратили внимание на песок, налипший на панели кузова. Ба! Брызговиков-то нет! И главное, прикрепить их не к чему. Видимо, у заводчан еще руки не дошли до этой «мелочи». Однако на товарной машине хотелось бы иметь брызговики во всех колесных арках...

Знакомством с новой, похорошевшей «Нивой» мы остались весьма довольны. Жаль, не удалось испытать вариант с двухлитровым мотором - он не совсем готов. Ничего, в следующий раз -обязательно.

ВАЗ-2123 пока еще проходит заводские испытания, так что подмеченные нами огрехи, скорее всего, будут исправлены.

Закономерны ваши вопросы - когда и почем? В конце следующего года, как было сказано, пятьсот машин выйдут из ворот ОПП. Еще через год их должны собрать уже 5 тыс. А проектная мощность производства ВАЗ-2123 - 90 тыс. в год.

Базовая комплектация «Нивы» («стандарт») сейчас оценивается в $12 тысяч.

Помимо пятидверного варианта появятся грузопассажирский и пикап. Решается судьба трехдверной версии - ее пластилиновый макет представлен на утверждение руководству АВТОВАЗа.

Сергей Жуков Фото, Александра Васильева